Описание опыта                                                                                                                   январь-март 2017


Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии через внедрение инновационных методов


Акулович Екатерина Викторовна, учитель химии и биологии 

государственного учреждения образования  «Средняя  школа №11 г.Слуцка»

Письменное представление 

системы собственной 

педагогический деятельности 

 

В 21-ый  вступила Вселенная,

Массу новшеств в наш быт привнесла,

Но, как прежде, работа учителя

Человечеству  очень нужна.

 

 

     С раннего детства у меня была заветная мечта – стать учителем, у меня дома даже была игрушечная школа, в которой моими учениками  были куклы. Потом мне посчастливилось закончить педагогический класс  Греской средней общеобразовательной школы, который стал первой ступенькой в профессию. Мне так хотелось стать профессионалом в учительском деле, что в 2011 году я закончила сразу два факультета Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка: факультет «Естествознание» по специальности «Биология. Химия» и факультет переподготовки специалистов образования Института повышения квалификации и переподготовки кадров по специальности «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, внешкольного воспитания и обучения». Благодаря упорству в овладении азами профессии "Учитель", стремлении к знаниям, умению учиться в течении жизни, мою детскую комнату заменили просторные классы, кукол – неусидчивые обучающиеся, а на меня возложена  особенная ответственность  - ответственность учителя химии. Педагогический стаж – 5 лет,  есть и профессиональный рост - вторая квалификационная категория. А слова Жозефа Жубера: «Обучать, значит вдвойне учиться», - я считаю своим педагогическим кредо.

     Моё задание, как учителя, не только научить обучающихся  химии и умению применять полученные знания, но и заложить основы духовности, развить  познавательные интересы детей, научить умению обучаться в течении всей жизни.  Особенно последнее важно сейчас в наше быстро меняющееся время, переполненное информацией. Поэтому выросла ответственность работников сферы образования  и моя лично за подготовку человека, активного, толерантного, с положительным отношением ко всему живому, способного жить в новых условиях завтрашнего дня и учиться в течении всей жизни.

     Современная система образования требует от меня, как от учителя, внедрения новых форм инновационных образовательных моделей обучения и использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, которые помогут моим обучающимся стать успешными гражданами нашей страны. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается актуальность моего педагогического опыта.

      Объектом методического исследования стало педагогическое сопровождение образовательного процесса во время изучения  учебного предмета «Химия».

      Проанализировав линии модернизации современного образования, определила методическую тему «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии через внедрение инновационных методов», исходя из которой предметом изучения выступили инновационные методы как средство инициирования роста познавательной деятельности обучающихся.

     Целью моей работы стало создание  условий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии.

 

В связи с этим приоритетными заданиями для решения методической проблемы определила:

  • овладение инновационными технологиями;
  • создание оптимальных условий для развития познавательной  деятельности обучающихся на уроках химии;
  • поиск оптимальных путей заинтересованности обучающихся в обучении, повышении умственной активности;
  • создание атмосферы сотрудничества,  взаимодействия и сотворчества в диаде «учитель-обучающийся».

 

В работе руководствуюсь нормативно-правовыми документами образования:

  • Кодекс Республики Беларусь об Образовании;
  • Образовательный стандарт учебного предмета «Химия»;
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»;
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году».

 

     Убеждена,  что самым эффективным способом повышения качества знаний обучающихся являются инновационные технологии обучения. Инновационный поход обеспечивает положительную мотивацию приобретения знаний, активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер, содействует развитию творческой личности. Создание ситуации успеха, благоприятных условий для полноценной учебной деятельности каждого обучающегося – основная цель, которая положена в основу инновационных технологий обучения.

     Современное требование времени и выбранной профессии – постоянный процес  самообразования,  ведь по словам Ж.П. Сартра: «Человек есть свой собственный проект». Прикладываю максимальное количество усилий, чтобы мой  жизненный «собственный проект» стал успешным.  На пути к вершинам педагогического мастерства  целенаправленно работаю над изучением  и внедрением в процесс обучения таких инновационных технологий как

  • технология игрового обучения (Г.Щедровицкий,  А.Вербицкий, А.Сорокина);
  • технология обучения в сотворчестве (С.Соловейчик);
  • технология развития  критического мышления (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит);
  • технология саморозвития  (Г.Селевко, А.Ухтомский);
  • технология творческих методов (И.Волкова, И.Иванова, Г.Альтшуллер) и др.

 

      Инновационные технологии – эта система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Инновации определяют новые методы, формы, средства и технологии обучения.

 

      Исходя из темы урока, подбираю методы и приёмы с учётом уровня развития

обучающихся, специфики учебного материала, уровня познавательного интереса. В моей методической копилке активного использования находятся следующие методы обучения:

  • интерактивные: работа в парах (диадах), работа в тройках (триадах), «2-4 все вместе», карусель, работа в группах постоянного и переменного состава;
  • инновационные: виртуальная лаборатория, интерактивное тестирование, дидактические игры, кресло алхимика, мозаика, фишбоун,  творческие задания, кластер и другие.

 

     Большие возможности вижу в применении компьютерных программных средств и информационно-коммуникационных технологий на уроках химии. Они позволяют не только разнообразить традиционные формы обучения, но и помогают решать разные учебные задачи: повысить наглядность обучения; обеспечить его дифференциацию; облегчить контроль знаний; повысить интерес к изучению предмета «Химия»; развивать познавательную активность обучающихся. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность увеличения моего педагогического арсенала. Методы «Виртуальная лаборатория» и «Интерактивное тестирование» наглядно демонстрируют рост активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии. Обучающимся нравится рассматривать молекулы веществ не в плоскости, а в объемной форме, ведь им сразу становиться понятно, как выглядит молекула в пространстве (это особенно важно при изучении органических веществ).

 

    Готовясь к очередному уроку, всегда помню, что знания – дети удивления и любопытства, поэтому каждый раз задаю себе ряд вопросов: чем заинтересовать обучающихся? Что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению? Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

 

     Изучение материала по учебному предмету «Химия»,  выстроенное логически: восприятие – осмысление – запоминание – обобщение – применение, - способствует  успешному усвоению обучающимися знаний, умений и навыков.

 

Последовательность в обучении означает, что обучение осуществляю в соответствии с правилами обучения:

а) от простого к сложному;

б) от легкого к трудному;

в) от известного к неизвестному;

г) от представлений к понятиям;

д) от знания к умениям и навыкам.

 

Поэтому в своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

1.Принцип личностного целеполагания. Обучающиеся принимают ответственность за достижение цели и результат урока. Поэтому цели урока стараюсь сформировать с позиции действий обучающегося, а не учителя.

2.Принцип наглядности. Данный принцип реализовываю путём демонстрации опытов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдением за явлениями и процессами. С помощью наглядности стремлюсь смоделировать учебные ситуации, которые помогают развивать познавательную деятельность и речевую активность обучающихся, подготавливая их к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях.

3.Принцип проблемности. Создаю проблемные ситуации, заставляющие обучающихся думать, рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы.

4.Принцип самостоятельности. Развитие происходит только в деятельности. Обучающиеся должны понимать, что на уроке, чтобы добиться даже минимального результата, необходимо обязательно поработать самостоятельно. А я выступаю в роли тьютора.

5.Принцип прочности. Основываю на повторении материала, отработки различных заданий по какой-либо теме в разных вариантах и учебных уровнях.

6.Принцип рефлексии. Я, как учитель, и обучающиеся должны чётко осознавать перспективу конечного результата, тогда у обучающихся формируется ответственность за выполняемую работу.

 

Перспективность  собственного педагогического опыта вижу в:

  • содействии в реализации положений Кодекса Республики Беларусь об образовании и Образовательного стандарта учебного предмета «Химия»;
  • создании положительной мотивации обучающихся к познавательной деятельности, потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании;
  • гарантии достижения определённого стандарта образования и результатов по учебному предмету «Химия»;
  • обеспечении компетентностно ориентированной модели обучения путём внедрения инновационных методов.

                                                          Ведь учитель – всегда созидатель,

Это сеятель мира, добра.

  Человеческих  душ врачеватель

Тот, кто учит поверить в себя!

 

     Именно благодаря постоянному сотрудничеству с обучающимися, каждым из нас успешно достигается вершина под названием «Результат», а школьная палитра изучения учебного предмета «Химия» состоит из множества оттенков, кроме серого. Об этом свидетельствуют  достижения моих обучающихся, учитывая мой небольшой педагогический опыт:

Районный этап:

Диплом I степени – конкурс исследовательских работ «Через творчество в профессию жизни»

Дипломы I, II, III степеней – орнитологическая акция «В мире птиц и людей», номинация «Удод – птица 2013 года»

Областной этап:

Диплом лауреата - конкурс исследовательских работ «Через творчество в профессию жизни».

Собственными методическими достижениями считаю:

  • сертификат пользователя информационных технологий в образовании  (2016);
  • овладение образовательной программой «Эффективные методы подготовки учащихся к централизованному тестированию» (2013);
  • выступления на районных методических объединениях учителей химии, биологии (2013, 2016);
  • финалист  районного конкурса  «Самый классный классный»  (2013);
  • автор разработки  конкурсной игровой программы «Лесные забавы» для детей среднего школьного возраста (5-6 классы) в рамках районного конкурса «Нескучные каникулы» (2012);
  • презентация собственных методических материалов  и разработок на сайте ГУО «Средняя школа №11 г.Слуцка» http://school11.by ).

 Работая над реализацией выбранной методической темы, я пришла к определённым выводам, что активное использование инновационных методов на уроках учебного предмета «Химия»:

  • способствует позитивной динамике качества знаний обучающихся, что подтверждают сравнительные результаты учебной деятельности  за 1 и 2 учебные четверти 2016/2017 учебного года;
  • стимулирует проявление индивидуальных особенностей обучающихся, дает возможность создания ситуации здоровой конкуренции при отборе обучающихся для  участия в предметной олимпиаде  и научно-практических конференциях по химии;
  • развивает творческие способности и мыслительную деятельность обучающихся, прививает любовь к химии;
  • даёт возможность профессионального роста мне, как учителю, в создании собственного методического стиля.

 

     Я люблю свою работу и считаю, что школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создаётся будущее. Сейчас, наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир школьных знаний на уроках химии получается насыщенным, интересным, плодотворным. Только в сотрудничестве я создаю  все эти условия, в которых обучающимся интересно учиться.

 

        А моя формула жизни выглядит следующим образом:

любовь к семье + детям + работе + химии = вдохновение + желание работать учителем + возможность постигать тайны профессионального мастерства.

 

Обучать – это значит учиться,

Постоянно искать и дерзать,

К совершенству в работе стремиться,

Чтоб хорошим Учителем стать.

       Понимаю, что это непросто,

       Но ведь цель окрыляет всегда,

        И вершины карьерного роста

    Покорять помогает она.