Дополнительное образование                                                                                        апрель-май 2018


Бисероткачество. Изготовление браслета


Пихтерова  Оксана Александровна,

педагог дополнительного образования государственного учреждения образования

«Слуцкий Центр детского творчества»

План-конспект занятия  объединения по интересам «Берегиня»

по теме «Бисероткачество. Изготовление браслета»

Цель занятия: ознакомить учащихся с основными правилами и приемами ткачества бисером на станке или раме, обучить технологии бисероткачества.

 

Задачи:

Образовательные:

·     расширить знания о сфере применения бисера;

·     ознакомить с правилами составления схем для бисероткачества;

·     познакомить с историей слуцких поясов;

·     составить схему браслета по мотивам слуцких поясов;

·     обучить конкретным приемам бисероткачества.

Развивающие:

·     развивать творческую и познавательную активность учащихся;

·     содействовать формированию эстетического восприятия окружающего мира;

·     развивать инициативу в поиске оригинальных замыслов.

Воспитательные:

·     воспитывать любовь и уважение к народной культуре, чувство        причастности к своему народу, к его истории и культуре;

·     воспитывать трудолюбие, аккуратность и старательность в работе.

 

Продолжительность занятия –                        1час  20 минут.

Участники:         учащиеся 5-7 классов.

Форма работы: групповая.

Методы обучения:

·     словесные: рассказ, объяснение, беседа;

·наглядные: демонстрация мультимедийных слайдов, просмотр фотографий, показ готовых изделий;

·     игровые: физкультминутка;

· практические: упражнение, демонстрация способов, выставка готовых работ.

 

Оборудование:

·     фломастеры;

·     ластик;

·     тетрадь в клетку;

·     схема браслета;

·     станок или рама для бисероткачества;

·     нитки с люрексом;

·     разноцветный бисер одинакового размера;

·     бисерная игла;

·     иллюстрации готовых изделий;

 

·     ноутбук.

Прогнозируемый результат

учащиеся должны

знать:

·     понятие и определение бисероткачества;

·     правила и приемы составления схем бисероткачества;

·     отличительные особенности слуцкого пояса.

уметь:

·     составить схему для бисероткачества;

·     натягивать нити основы на станок или раму;

·     воплощать свои творческие замыслы и применять знания на практике;

 

·     аккуратно выполнять ткачество браслета по схеме, бережно относиться к собственному труду.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I.    Организационный момент.

Педагог: Добрый день! Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в страну бисера. Давайте вспомним, от какого слова произошло слово «бисер»? («бусра» искусственный жемчуг). А в каком городе нашли первую бусину?  (При раскопках египетского города Фивы). Какой бывает бисер? (стеклярус, «рубка», «рис», витой, граненый, кристалы и др.).

II.            Основной этап.

Педагог: Молодцы! Все помните, ничего не забыли! А где применяют бисер? (в украшениях, в вышивке и проч.). Я расскажу вам еще об одной сфере применения бисера – бисероткачество.  Это тема нашего занятия сегодня. Бисероткачество – это технология изготовления бисерных изделий с помощью нитей основы (вертикальные) и нити утка (горизонтальной) на станке или раме. На станок натягивают нити основы, а затем начинают сам процесс ткачества бисером.

Может, кто подскажет, что предшествует процессу ткачества? Правильно, сначала нужно составить схему, так как мы ткем по схеме. При составлении схемы рассчитывается точное количество бисерин в ряду и нитей основы. Нитей основы всегда на 1 больше, чем бисерин. Кто-нибудь догадался, почему? Первой нитью основы начинается изделие и крайней нитью основы заканчивается.

Как вы думаете, от чего зависит красивый внешний вид изделия, сотканного на станке? Верно, от аккуратности и от правильно подобранных нитей основы и величины бисера. Варьируя эти величины, можно добиться интересных эффектов в готовых изделиях.

 

А как составляются схемы для бисероткачества? Проще всего составить схему по клеточкам. Одна клеточка равна одной бисерине. Есть несколько способов составления схем:

·        простой способ – взять за основу схему для вышивки крестом;

·        сложный способ – разработать и составить схему самому;

 

·   интересный способ – разработать схему по мотивам произведения искусства или народного творчества с элементами этих изделий.

Педагог: Я предлагаю вам работать сегодня «интересным» способом. А за основу мы возьмем наши всемирно известные слуцкие пояса. Чтобы правильно составить схему по мотивам слуцкого пояса, заглянем в прошлое и вспомним некоторые особенности изготовления этого изделия.

Пояса изготавливались вручную на Слуцкой мануфактуре с 1760. В это время на ней работал приехавший из Стамбула турецкий армянин Ян Маджарский (Ованес Маджарянц), 2 подмастерья и 9 учеников. В Слуцк в строжайшем секрете были привезены детали особого ткацкого станка и специальный каток (валик) для прокатывания поясов, часть стана была сделана на месте.

При Яне Моджарском было выработано около 7 сюжетов орнаментов слуцких поясов,  и каждый из них имел свою метку. Она ставилась с обеих сторон на конце пояса «SLUCK», «SLUCIAE», «SLUCIAE FECIT», «MEFECIT SLUCIAE» («Меня сделал Слуцк»), «ВЪ ГРАДЪ СЛУЦКЪ». Известны случаи подделки слуцких поясов того времени, например, мануфактура Лиона выпускала их.

Пояса ткали из шелковых, серебряных и золотых нитей. Они могли идти по всему поясу или по периметру. Ширина пояса составляла 35-45 см, длина – 3,5-4,5 м. Носили пояс только мужчины, обернув его несколько раз вокруг талии. Настоящий слуцкий пояс мог содержать от 60 до 200 гр. золота! Пояса еще назывались «литые», так как создавалось впечатление, что они «вылиты» из золота. Этот эффект достигался тем, что готовые (шершавые на ощупь) пояса прокатывались на особых катках, в которых находились горячие стержни, золотая нить сплющивалась, и появлялась необычайная гладкость и роскошный блеск.

Пояса были одно-, двух-, трех-  и четырехлицевые. Сам пояс состоял из трех частей: середник с окаймлением и два конца. Использовалось чередование геометрического орнамента с цветочным. Поле самого пояса обычно заполнялось поперечными полосами или чешуйчатым узором. Концы были затканы пышными гирляндами из цветов и листьев. Цветочный букет, так называемая голова, имел множество вариантов. Самые распространенные: «сухарик», «китайское облачко», «венок».  В персидские орнаменты органично вплетались элементы белорусских народных узоров: дубовые листья, желуди, стилизованные гвоздики, васильки, незабудки. По сторонам пояс украшался узкой узорной каймой. С начала 80-х гг XVIII века пояса заканчивались шелковой золототканой бахромой 12-30 см. Чаще всего основным цветом пояса был оранжевый или алый с синими и золотыми нитями.

Прежде, чем надеть пояс, его складывали вдоль пополам, у четырехстороннего получалось 4 варианта.

·        серая сторона – на официальные приемы;

·        красная – на дни рождения и праздники;

·        черная или лиловая – на похороны;

·        белая или серебристая – на свадьбу.

 

В 1846 году очередной владелец мануфактуры Л. Витгенштейн приказал ее закрыть. Секреты ткачества были утеряны и забыты, а сами пояса стали интересны лишь коллекционерам.

 В 2012 году была утверждена Государственная программа возрождения технологий и традиций слуцких поясов. И в нашем городе Слуцке произведена реконструкция фабрики художественных изделий, открыт музейно-производственный комплекс «Слуцкие пояса».

В музее предприятия можно увидеть современные пояса, познакомиться с историей слуцких поясов, понаблюдать, как ткачихи создают эти шедевры, приобрести сувениры.

Современные мастера делают точные копии слуцких поясов, их аналоги и художественные стилизации. Производство слуцких поясов автоматизировано. Уникальный станок, единственный в мире, был разработан специально для слуцкой фабрики немецкой компанией. Его высота – 6 м., длина – 8 м. Работает на нем один человек. Чтобы соткать один пояс требуется около  60 часов. Современный пояс точно повторяет размеры исторического. Его ширина 35-45 см., длина 3-4,5 м. (ширина изделия всегда в 10 раз меньше его длины).

На сегодняшний день в музеях Беларуси хранится всего 13 старинных слуцких поясов. Вот такая интересная  прогулка состоялась в прошлое нашего города. А чтобы вернуться в настоящее предлагаю немного подвигаться.

Педагог проводит физкультминутку.

Педагог: Замечательно! Мы хорошенько размялись и продолжаем наше занятие. Обратите внимание на схему браслета, которую я разработала для сегодняшнего занятия. Сейчас мы почувствуем себя старинными  ткачами, но с некоторыми изменениями в технологии. Будем ткать браслет бисером. Что нам понадобиться для этой работы? Какие инструменты и приспособления? (Ответы учащихся). А как с ними правильно и безопасно работать? Напомните мне и друг другу.

 

Этапы изготовления пояса:

 

 

1.  Натянуть нити основы на раму (3 белые, 5 золотых, 4 белые, 5 золотых, 3 белые).

2.  Закрепить нить утка на крайней левой нити основы с помощью узелка.

3.  Набрать 19 бисерин на рабочую нить утка.

4.  Провести нить утка с набранными бисеринами под всеми нитями основы (слева направо).

5.  Распределить бисеринки между нитями основы, придавливая их снизу пальцем.

6.  Ввести иглу обратно в каждую бисеринку над нитью основы (справа налево).

7.  Аккуратно затянуть нить утка, не перетягивая крайние нити основы.

 

8.  Далее продолжать по схеме, отмечая каждый выполненный ряд, чтобы не сбиться.

 

I.       Заключительный этап.

 

Педагог: Вижу с работой вы справляетесь, стараетесь. Как вы уже поняли, такая работа требует  аккуратности, внимательности, усидчивости и терпения и не любит спешки. А результат нас порадует. Продолжим работу над браслетом на следующем занятии. А сейчас я всем предлагаю сходить на экскурсию в музей Слуцкого пояса, чтобы закрепить полученные знания и получше рассмотреть пояса, приблизиться к истории нашего родного края.

Технологическая карта

 

«Тканый браслет из бисера по мотивам слуцких поясов»

Образцы слуцких поясов. Составные части слуцкого пояса.

 

Образец вышивки по мотивам пояса.

Подготовка к работе

Необходимые материалы и оборудование