Описание опыта                                                                                                             январь-март 2017


РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МНОГОМЕРНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ


 

Саковец Лилия Павловна,

учитель истории и обществоведения

государственного учреждения образования  «Средняя  школа №11 г.Слуцка»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Современный мир, с его изменениями в обществе, экономике, политике и культуре, оказывает  огромное влияние на процесс обучения и воспитания в учреждениях  образования и требует приведения его в соответствии с современной образовательной средой. Среди основных требований к организации образовательного процесса называют обеспечение качества образования. Таким образом, актуальность темы обусловлена требованиями повышения качества образования и формирования сильной, социально активной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире. Анализируя учебную деятельность на уроке, результаты экзаменов, обсуждая с коллегами вопрос об уровне мышления учащихся, приходишь к выводу о недостаточной эффективности традиционных способов обучения, обращенных к репродуктивному мышлению.  История — наука, система знаний, и, чтобы понять логику исторического процесса, взаимосвязь событий, чтобы научиться выдвигать суждения и делать умозаключения, ученик должен владеть понятийным и логическим мышлением.  Это дает возможность видеть закономерности исторического процесса, — это такой интеллектуальный навык, без которого качественное, непрерывное образование и тем более самообразование невозможно. Невозможно также сформировать правовую и политическую культуру человека, что препятствует созданию гражданского общества в стране, сформировать исторически ориентированную, способную самоидентифицироваться личность, способную непрерывно учиться и самостоятельно добывать знания. В современном мире границы человеческого знания расширяются, происходит быстрый рост информации. Но в своей педагогической практике сталкиваешься с проблемой неудовлетворительного владения учениками техникой чтения, многие учащиеся имеют очень ограниченный словарный запас, в основном это бытовой уровень, не сформированы навыки смыслового чтения, а это приводит к тому, что процесс мышления заторможен. Исследования психологов выявили, что более 50 % школьников получают текущие «2» не из-за лени и природных задатков, а именно из-за слабого владения умениями учиться.  Работа в этом направлении должна вестись обязательно системно,  расширяясь и усложняясь. Актуальность моей работы еще и в том, что в заданиях централизованного тестирования  требуются знания  по различным темам, а также умение применять их при формулировании суждений, при составлении предложений, при выделении признаков понятий. Познавательный интерес — это главная потребность ребенка, ее надо поддерживать. Надо обязательно научиться использовать и другие побудительные мотивы — чувство тревоги и ответственности перед будущим у старшеклассников, вызовы времени, необходимость иметь знания и уметь ими воспользоваться в определенных обстоятельствах.  Итак, формирование мотивации — важнейший этап в учебной деятельности. А мотивация, в первую очередь, возникает, когда есть интерес, когда развиваешь у детей познавательный интерес и постоянно поддерживаешь его. Неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации «новизны», проблемной ситуации, интриги, а главное создание ситуации успеха — вот главные мотивационные рычаги для успешного овладения знаниями.

2. Задачи.

Моя работа по обобщению опыта ставит следующие задачи: 

-     осознать значимость развития мыслительной деятельности, без которой невозможен процесс качественного усвоения исторических и обществоведческих знаний и переход к новым стандартам образования; 

-   напомнить себе и коллегам, что только системный подход в работе  даст положительный эффект;

 -    поделиться с коллегами опытом, дать возможность им извлечь из моего опыта рациональное зерно, идею, найти единомышленников; 

-    помочь освоить систему логико-смысловых моделей (ЛСМ), как средство обучения, позволяющее управлять познавательной деятельностью учащихся, повышать их мотивацию и развивать интеллектуальные способности;

- предложить использовать ЛСМ для качественного усвоения учебного материала, для ликвидации пробелов в знаниях,  овладения эффективными приемами для подготовки к централизованному тестированию;

  -  научиться использовать творческий подход самих учащихся к рациональному усвоению знаний.

 

3. Теоретико - практические основы опыта.

Обобщение опыта происходит на основе изучения методической литературы, собственного опыта, знаний, полученных на курсах повышения квалификации, и изучения творческих предложений самих учащихся.

 

Технология многомерных дидактических инструментов  разработана доктором педагогических наук, профессором Башкирского университета В.Э.Штейнбергом. Технология опирается на биосоциальную педагогику Ф.Ш.Терегулова, теорию витагенного обучения Л.С.Белкина, на теорию поэтапно формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Использование ЛСМ способствуют повышению осознанности усвоения учебного материала, развитию умений учащихся работать с информацией, а также создает условия для развития мышления и памяти. ЛСМ позволяют преодолеть ряд познавательных трудностей, которые возникают у учащихся при обучении.

К таким трудностям относятся:

1) расширяющееся информационное поле, которое ведет к тому, что учащийся « тонет» в потоке информации и стоит задача формирования умений работы  с текстом и учебной литературой;

2) в преподавании общественных дисциплин широко используются схемы, таблицы, но они - «молчащая» наглядность, так как мышление не вступает с ними в диалог;

3) учащиеся не одинаково усваивают материал, так как преобладающий канал усвоения различается, ведь у одних людей - это слух, а у других – это зрение, у третьих – запоминание при помощи движения;

4) усвоение знаний затруднено состоянием здоровья;

5) урок, на котором ученик становится субъектом познавательной деятельности, решает ряд педагогических затруднений, но ведет к фрагментальности знаний.

 

ЛСМ позволяют организовать работу с историческими понятиями.    Понятие — это форма абстрактного (логического) мышления, его фундамент, форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Используя понятие, ученик высказывает суждения и делает умозаключения. Понятие — суждения — умозаключение — так совершается мыслительная деятельность, без которой невозможно осознанное овладение предметом. Понятие — это ядро, базисная единица вокруг которого формируются научные знания. Каждое понятие не изолировано, не само по себе, а находится в определенной связи с остальными. Поэтому одно из главных условий формирования мышления — это системность обучения, т. е. овладение понятиями, расположенными в определенной системе. ЛСМ – это образная модель на основе опорных понятий.

Для ЛСМ необходим хорошо продуманный учителем план построения модели:

1) выбирается «каркас» координат, например пятилучевого вида, в центре «каркаса» обозначается тема, но чаще это опорное понятие;

2) определяется количество изучаемых вопросов  (их 5 по количеству лучей);

3) на лучах-координатах выделяются  опорные точки, как показывает опыт, чаще всего это понятия;

4) формулируются названия лучей и смысловых  понятий или словосочетаний;

5) выделяются смысловые связи.  

 

Определение понятия — это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Определение понятия не должно быть двусмысленным, т. е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении, понятие не должно быть сложным и непонятным, не должно быть отрицательным. Владеть понятийным аппаратом — значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности, а так как обществоведение и история — информационноемкие учебные предметы, то большинство обществоведческих понятий имеют несколько смыслов. Один из вариантов запоминания, а затем и воспроизведения — создание ассоциаций. При этом учащиеся создают зрительный образ понятия, конструируют определения понятия по зрительному образу, учащиеся с преобладающим развитием правого полушария мозга, отвечающего за творчество, имеют возможность усвоить понятийный аппарат именно таким образом лучше. В процессе визуализации срабатывает непроизвольное запоминание, используется и развивается творческое нестандартное мышление. Усвоение понятий должно носить личностный смысл, для того, чтобы ученик научился правильно, кратко, но по существу, выражать свои мысли, составить речь, обращение, он должен осознанно использовать понятия и термины. Ученик должен владеть навыками работы с понятиями, которые будут применимы и для другого предмета. Учитель должен учитывать уровень обучаемости школьников и дифференцировать формы работы по уровням сложности.  Таким  образом,ЛСМ – универсальны, т.к. любой учебный материал имеет смысл и логику, поэтому может быть отображен схематически.

 

ЛСМ имеют внешнюю простоту и позволяют решать следующие задачи: 

 - соединять отдельные параграфы в укрупненные темы:

 - правильно отбирать учебный материал, выделять основные   термины и понятия;

  -соединять вербальные и невербальные каналы информации, что позволяет лучше   усвоить учебный материал;

 - ученик обретает навыки анализировать исторические явления, выделять причинно-следственные связи;

- включением всех учащихся в учебную деятельность, уменьшение напряжения, вызываемое опасением что-либо упустить в теме, т.к. накапливается наглядная информация.

 

     Но есть и трудности для учителя: тщательный отбор элементов учебного материала, составление основ действий, которые должны быть обобщенными, полными и наглядными, развитие базовых способностей обучающихся в процессе учебной деятельности. 

 

     Для повышения эффективности учебной деятельности в работе с ЛСМ придерживаюсь этапов в работе. Первый этап – этап восприятия и усвоения. Учитывая, что на начальном этапе ученики не знакомы с ЛСМ, то целесообразно использовать их в готовом виде (приложение 1). Следующий этап – творческое осмысление. Предлагаю учащимся модели с недостающими звеньями, где одна или две координаты предложены для работы дома. На следующем занятии модель достраивалась  по итогам обсуждения предложенных вариантов  (приложение 2). Третий этап – этап контроля и самоконтроля. ЛСМ используются в качестве раздаточного материала. Предлагаю незавершенные ЛСМ, где отсутствуют фрагменты и их надо восстановить.  Раздаточный материал можно дифференцировать в зависимости от уровня обученности учащихся.

 

      Учебный материал можно представить в несколько иной модели. При изучении темы «Межличностное общение» по учебному предмету «Обществоведение» в 9 классе, на первом занятии предлагаю логико-смысловую модель по всей теме (приложение 3), что позволяет учащимся получить целостное представление о вопросах которые необходимо изучить. На следующих занятиях, в рабочих тетрадях, эта схема дополняется и получает завершенный вид (приложение 4).

Во время изучения темы предлагаю различные задания, проблемные ситуации, при выполнении которых учащиеся пользуются логико-смысловой моделью. Урок обобщения провожу как урок – творческий практикум, где предлагаю описать конкретную социальную ситуацию на основе полученных теоретических знаний (приложение 5). Для получения максимальной оценки необходимо спрогнозировать последствия ситуации и сформулировать свои рекомендации. Творческие задания отвечают практической направленности предмета, задачам развивающего образования.  Такой графический способ организации материала при переходе от знаниевого к деятельностному содержанию образования, позволяет  ученикам  увидеть понятие не в одной плоскости, а более объемное (в 3D, как мы говорим) и, что совсем немаловажно, расширяется словарный запас ребенка, так как из возможных многих слов, надо выбрать наиболее емкое по смыслу. При составлении ЛСМ надо постепенно переходить от менее сложных к более сложным.  

Работать с терминологией необходимо еще и потому, что тестовые задания на знание понятий  год от года усложняются. Например: кроме заданий выбери правильный ответ, все больше заданий найти соответствие, обобщить группу понятий, найти общее. Надо знать и анализировать большое количество признаков, составляющее понятие. Например, отметьте характерные черты фашизма: а) национализм, переходящий в шовинизм; б) отрицание демократических ценностей; в) уважение либеральных ценностей; г) антикоммунизм; д) уважение своих «исконных национальных святынь»; е) преклонение перед сильным государством; ж) признание насилия неотъемлемым способом борьбы; з) миролюбивая внешняя политика. Ответы:(а, б, г, ж).

Всегда начинаю урок с обращения к ученикам, «какие вопросы?», задавать вопросы можно как по изучаемой теме, так и на любую тему, при этом при ответе на вопрос всегда свяжу с изучаемой темой.  Так как в вопросах централизованного тестирования встречаются задания:  вставь пропущенное понятие, часто работаем над конструированием схем, стараюсь в старших классах усложнить эту работу. Например, понятие «рыночная экономика» связываем с понятиями, выражающими  проблемы, которые возникают при этом типе экономики — (неравномерность, монополизм, неравенство, кризисы, безработица…). Объясняем каждое понятие; затем выделяем одну из проблем, например, безработица, и продолжаем работать с этим понятием. Затем называем следующую проблему и работаем по образцу. Проблемно - поисковое изучение понятий вызывает у учащихся особый интерес. Ученики сами дают определение, называют признаки, а затем сравнивают со словарем, понимают, что ими не было учтено.  Работа над обществоведческими понятиями — это еще и формирование стиля поведения в соответствии с понятиями, чтобы не было недопонимания у детей.  Именно в школьном возрасте происходит формирование основ мышления, складывается система понятий как база для развития интеллекта.

 

4. Распространение опыта и перспективы использования опыта в  практике.

Смена критериев в системе образования с авторитарного, догматического на гуманистическое, личностно-ориентированное, предъявляет более высокие требования к качеству учебно-воспитательного процесса. Я думаю, что в моей работе коллеги смогут найти и использовать некое рациональное зерно. В работе обозначена актуальность работы с ЛСМ, обоснована необходимость устранения понятийной неграмотности. В ней названы  трудности в  работе учителя. Обоснована необходимость формировать мотивацию учащегося. Результативность применения ЛСМ на уроках обществоведения и истории, использование моделей для систематизации учебного материала и для повторения изученного отразилась как на экзамене по «Истории Беларуси» за курс средней школы, так и на итогах централизованного тестирования. Учащиеся, получившие 100 баллов на централизованном тестировании, отмечают повышение осознанности учебного материала, развитие механизмов мышления и памяти, хорошее усвоение понятийного аппарата. Опыт представлялся  на заседании МО учителей истории школы и района, использовался для оказания помощи молодым специалистам, на открытых уроках.