Дополнительное образование                                                                                        апрель-май 2018


Путешествие в "Королевство пения"


Матанская Алла Леонидовна,

педагог дополнительного образования объединения по интересам 

"Поющие сердца" ГУО "Слуцкий Центр Детского творчества"

Методическая разработка занятия

 

Цель занятия: создание условий для активного музыкального опыта, расширения музыкального кругозора, обогащения музыкальных впечатлений.

Задачи

обучающие: формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту интонации, дикцию, ритмический тембровый, динамический слух;

развивающие: развивать музыкальное восприятие, умение воспринимать и различать знакомое произведение по вступлению или мелодии;

воспитательные: воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера.

Возраст учащихся: 7-10 лет.

Оборудование: баян, CD-проигрыватель, магнитофон, аудиозаписи, элементы костюма, мультимедийная установка, ноутбук.

                                        

Ход занятия

 

1. Организационный этап

- Добрый день, ребята! Я уверена, что многие из вас любят петь песни. Я предлагаю путешествие в «Королевство пения». В ней есть музыкальные реки и поляны, поющие леса, большие и малые города. И хотя официально, на карте такой страны нет, но мы ее может представить в своем воображении, в своих фантазиях.

И еще эта страна открыта для тех, кто любит и хочет научиться хорошо и красиво петь.

Я предлагаю такой маршрут (Приложение 1):

1.       побывать на музыкальной поляне; 

2.       заглянуть в город говорунов;

3.       спуститься в пещеру гласных звуков;

4.       перейти через ручей Мелодия;

5.       послушать лесные РАСПЕВКИ;

6.       разучить песню во Дворце ПЕСНИ;

7.       и может быть даже исполнить ее на концертной ПЛОЩАДИ.

2. Основной этап

- Ребята, как вы считаете, на чем можно отправиться в «Королевство пения», на каком виде транспорта? (на самолете, пешком, в поезде, на велосипеде, на воздушном шаре, на роликах, на машине…). Ну что ж, тогда в путь.

(Звучит вступление к песне «Бибика»)

- Кто узнал песню?  (Учащиеся исполняют песню).

- Мы с вами прибыли на «Музыкальную поляну» (Приложение 2). Здесь растёт роза. Она еще только проснулась, но увидев, что  мы подошли к ней, распустилась, раскрыла все свои лепестки и стала необыкновенной красоты. И мы ахаем от удивления: – Ах! (Упражнение на дыхание). А вот одуванчики. Они уже отцвели. Давайте подуем на них, и пустим «парашютики» по всей поляне. (Упражнение на дыхание).

- А это что за цветы? (Ответы учащихся)

Правильно – это колокольчики.

-  «Дигидон-дигидон, слышен их перезвон». (Показ педагога - пение на ноте СОЛЬ). (Затем это упражнение исполняют дети).

-  На «Музыкальную поляну» жители «Королевства пения» приходят, чтобы сделать зарядку. Но зарядку не простую, а зарядку для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца. (Упражнение – зарядка выполняется под  весёлую музыку).

Упражнение - зарядка:

1.       Покусайте кончик языка.

2.       Пошинкуйте его до середины и обратно.

3.       Пожуйте на одной стороне языка, на другой.

4.       Почистите зубы язычком.

5.       Покажите язычок как ящерица.

6.       Уколите одну щеку язычком, другую.

7.       Губы трубочкой рисуют круг.

8.       Скажите «Б-р-р».

9.       Поцокайте.

10.  Представьте кролика, грызущего морковку. Он ее погрыз и зевает.

11.  Сорвите горошинку-витаминку. Положите ее на язычок, удержите витаминку, чтобы она не упала. А теперь проведите по небу и проглотите. Это витаминки бодрости и хорошего настроения.

-  Эта зарядка хорошо увлажняет рот и делает послушными губки, щеки, язычок.

- Мы прибыли в «Город Говорунов» (Приложение 3). Сегодня здесь проводятся состязания на лучшее произношение скороговорки, на лучшую дикцию. Если мы будем невнятно произносить слова на сцене, нас не услышат зрители? Давайте разделимся на две команды. Какая из команд четче и быстрее проговорит скороговорку. («Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу»).

- А теперь мы с вами отправляемся в таинственную «Пещеру гласных звуков» (Приложение 4). Ребята, какие вы знаете гласные звуки? В обычной речи мы произносим гласные быстро, коротко. А при пении их тянем, поем. Произнесите: У-О-А-Э-И. Спускаемся в пещеру, произносим эти гласные низким голосом, таинственно. Мимо Пещеры проходил Великан, он чихнул: «Ап-ч-хи!». Гласные звуки превратились в камни и завалили вход в пещеру. Сейчас мы вместе с вами будем бросать их вверх и тем самым освободим дорогу: «У!», «О!», «А!», «Э!», «И!».

- Перед нами «Ручей мелодии» (Приложение 5). Что мы прежде всего видим, когда смотрим на человека? (Лицо). Что мы прежде всего слышим, когда слушаем песню? (Мелодию). Мелодия – это лицо песни, в переводе с древнегреческого «мелодия» означает  петь песню. Послушайте, какая мелодия у ручья? (На слог «ЛЁ» педагог исполняет припев ранее разученной песни «Четыре  попугая, котенок и щенок»).

- Кто вспомнил мелодию этой песни? Как она называется? Спойте ее вместе со мной.

А теперь нам нужно перейти через мостик. (Попевка «Пибью-пибью-па» по трезвучию – показ педагога).

- Переходим осторожно, чтобы не упасть, по одному, и каждый исполняет попевку.

- Перед нами «Поющий лес» (Приложение 6). В «Королевстве пения» очень много есть распевок, а сегодня вы послушаете лесные распевки. Чтобы не потеряться в лесу, проведем перекличку:

1.  Саша, ты где? Дети, вы где?

2.  Я здесь! – (ответ импровизированный, главное чтобы он был спет).

(Мы здесь!).

3.  Распевка Комара: «з» с разной динамикой.

4.  Распевка Лягушки: «Ква-ква». Поставьте руки на косточки, откройте крылышки носа.

5.  Распевка Ежика: «ежик был колюч», «Фу-фу-фу».

6.  Распевка Паучка: «Паучок, бородатый старичок».

Распевание для голоса – это лекарство, очень хорошо разогревает голосовой аппарат.

- Прибыли во «Дворец песен» (Приложение 7). Все жители «Королевства пения» любят петь песни.

Сегодня на импровизированной сцене исполним песню «Четыре попугая, котенок и щенок».

Ребята, скажите о ком эта песня?

Какой характер песни?

Выделите ключевое слово в каждой фразе, чтобы песня заиграла разноцветными красками (Ответы учащихся).

Педагог проводит игру «Вопрос-ответ» с учащимися.

- Ребята, подумайте и скажите как лучше спеть песню? (Ответы учащихся).

- Спойте припев так, как прыгает кузнечик, а теперь – как ползёт улитка (Приложение 8).

А теперь спойте так, как бы ее исполнили медведи, а теперь сороки. А в каком темпе вы будете исполнять? (Ответы учащихся).

- Представьте, что мы исполняем песню по телевидению, я включаю, затем выключаю звук:

·          одна фраза вслух;

·          вторая фраза «про себя»;

·          третья фраза – вслух;

·          четвертая – «про себя» (Приложение 9).

Не забывайте брать дыхание в начале каждой фразы.

Как лучше исполнить песню: стоя на одном месте или с движением? (Ответы учащихся).

Конечно, если мы подключим танцевальные движения, выразительные жесты и мимику, песня прозвучит гораздо интереснее. Обратите внимание на постановку корпуса во время пения.

Ребята, а вы знаете какую роль играет костюм для вокалиста, исполняющего песню на сцене?

Конечно, он помогает в создании художественного образа и говорит о культуре исполнителя.

Какой вы видите костюм к этой песни? Давайте, сегодня мы используем один из элементов костюма (по выбору).

Ребята, вот мы и добрались до самого важного  пункта нашего    путешествия – «Концертной площади» (Приложение 10)

Кто из вас желает объявить название песни? (Объявление песни)

А теперь исполняем песню под инструментальное сопровождение. Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие певцы перед зрителями! 

(Исполнение песни Четыре попугая, котенок и щенок» с движением).

3. Заключительный этап

- Вам понравилось путешествие в «Королевство пения»? Давайте вспомним наш маршрут. Я думаю, что не раз мы еще заглянем на «Музыкальную поляну», в «Город Говорунов», «Пещеру гласных звуков», «Ручей мелодии», будем вспоминать «Лес распевок» и концерт во «Дворце песни» (Приложение 1). А кто-то из вас станет постоянным жителем «Королевства пения». И мы его не раз увидим на концертной сцене.

4. Рефлексия

- Перед вами нотный стан. Если вам понравилось путешествие в «Королевство пения» –  возьмите улыбающиеся белые нотки и прикрепите на нотный стан, а если вам путешествие не понравилось, то прикрепите на нотный стан грустные чёрные нотки. Я очень рада, что вам понравилось путешествие в «Королевство пения» (Приложение 11).

 

Приложение 1

 

 

Маршрут карты Королевства Пения

Приложение 2

 

 

Остановка «Музыкальная поляна»

Приложение 3

 


Остановка «Город Говорунов»

 

Приложение  4

 

Остановка «Пещера гласных звуков»

 

 

Приложение 5

 

Остановка «Ручей мелодия»

Приложение 6

 

Остановка «Лес распевок»

Приложение 7

 

Остановка «Дворец песни»

Приложение 8

 

 

Упражнение на звуковедение

Приложение 9

 

Игра «Вопрос-ответ»

Приложение 10

 

Остановка «Концертная площадь»