Дополнительное образование                                                                                        апрель-май 2018


Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития педагога и учащихся


Опорная методическая площадка 

государственного учреждение образования

"Слуцкий Центр детского творчества"

Заседание методического объединения педагогов дополнительного образования в форме творческой мастерской 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, развитие навыков педагогической рефлексии.

Задачи:

1.  Систематизировать знания педагогов о понятии  «рефлексия», видах, приемах и методах рефлексии; 

2. Мотивировать к самосовершенствованию личности, раскрытию творческого потенциала; 

3.  Повысить мотивацию к овладению различными приемами рефлексии.

Ход занятия:

 

Эпиграф: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперед».

Ведущий:  Уважаемые коллеги, здравствуйте! Мы  рады приветствовать вас в нашей творческой мастерской «Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития педагога и учащихся». Цель нашего занятия – повышение профессиональной компетентности, развитие навыков педагогической рефлексии. Сегодня мы с вами рассмотрим понятие рефлексии, ее виды, приемы и методы.

Перед началом мастерской проводится деление на группы.

1. Формирование творческих групп

Участники выбирают лист бумаги одного из четырех предложенных цветов (малиновый, желтый, розовый, зеленый), рисуют на нем солнце, а на его лучах пожелание коллегам. Этот листок нужно подарить соседу. По цвету «Солнышек» формируются творческие группы.

2. Притча.

Ведущий: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает:  «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. 

              Психологи особо подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? Рефлексия – возврат назад. Термин ввел классик природосообразной педагогики Джон Локк, который дал такое определение рефлексии «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью».

3.     Самооценка знаний по теме рефлексии

Ведущий: Предлагаем вам оценить свои знания по данной теме  при помощи графических форм представления приемов рефлексии.

Каждый участник  выставляет свой номер на общем листе работы группы. Один педагог от группы озвучивает технику.

1 группа

Техника «График»

 

Задание: оценить уровень владения материалом по теме «Рефлексия». Поставить точку.

Уровень %

Низкий         0-25

Средний       25-50

Высокий      100-75

1 – понятие рефлексии

2 – приемы рефлексии

            3 – функции рефлексии

2 группа

Техника  «Шкалирование»: прием  «Линия»

Задание: оценить уровень владения материалом по теме «Рефлексия».

Поставьте  свой номер, ответив на вопрос «Используете  ли Вы в своей практике техники рефлексии?

 

Да                                    Нейтральное                                         Нет

Да – использую

Нет – не использую

0 – отношусь нейтрально

 

3 группа

Техника «Шкалирование»: прием «Лестница»

Задание: оценить уровень владения материалом по теме «Рефлексия». Поставить свой номер.

       - применяю технологию

       - использую приемы

       - владею понятием

- Показать общую картину группы (1 минута) – вывесить на общую доску.

 

- А теперь соотнесите свои знания с теоретическим материалом.

4. Деловая игра «Рефлексивный кейс»

Ведущий: Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.

 Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Ее цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

 Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

 Мы приготовили вам кейсы с краткой теорией и практическим заданием для каждой группы.

1-я группа – рефлексия настроения и эмоционального состояния

2-я группа  – рефлексия деятельности учащихся

            3-я группа – рефлексия содержания учебного материала

Общая информация для всех групп

1)   Классификация рефлексии.
1. По содержанию: 
устная рефлексия

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной  позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.
 • письменная рефлексия
 2. По цели: 
 • рефлексия настроения и  эмоционального состояния

 Целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального    контакта с учащимися и в конце деятельности.
           • рефлексия деятельности.

Рефлексия деятельности дает возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. 
          • рефлексия содержания

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

 

3. По типу занятия: 
после усвоения содержания материала
• промежуточная рефлексия 
• контрольная рефлексия 
• итоговая рефлексия

4. По форме деятельности: 
индивидуальная  (формирование реальной самооценки – за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки  – почему выбран тот или иной уровень);
групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи).

2) Функции рефлексии в педагогическом процессе

(по  С.С. Кашлеву):

·  проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

· организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

·   коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

· смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

·    мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

            ·     коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

 

Сравнение методов рефлексии

 

Схема представления метода рефлексии

 

Метод рефлексии

Цель рефлексии

Место на занятии

Форма деятельности

Функция рефлексии

 

 

 

 

 

         
         
         

 

 

Кейс 1 группы – рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. Познакомьтесь с классификацией и функциями рефлексии в  педагогическом процессе.

2. Изучите приемы и методы  рефлексии настроения и эмоционального состояния.

3. Представьте один из методов рефлексии, используя предложенную схему представления информации.

 

4. Выступить с итогом деятельности группы (2-3 мин).Приемы и методы рефлексии настроения и эмоционального состояния.

 

2. Изучите приемы и методы  рефлексии настроения и эмоционального состояния.

 

3. Представьте один из методов рефлексии, используя предложенную схему представления информации.

 

4. Выступить с итогом деятельности группы (2-3 мин).

 

 

1.     ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ

Назначение метода:

Фиксация уровня эмоционального состояния перед занятием, после занятия, в начале учебного дня или в его конце.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество участников – до 25 человек.

Необходимое оборудование.

«Дерево», цветные фигуры красного, жёлтого и зелёного  цвета.

Порядок реализации метода.

Руководитель предлагает участникам выбрать фигуру того цвета, которая соответствует их состоянию (в начале или конце занятия, рабочего дня) и вывесить ее на «дерево»; («дерево» располагается на стене, на доске и должно быть видно всем участникам). Руководитель анализирует эмоциональное состояние группы перед занятием, в конце занятия, предлагает высказаться публично, либо наедине некоторым участникам (особенно тем, чье состояние изменилось).

 

2.  КОМПЛИМЕНТ

Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия, находящемуся в круге, сказать комплимент сидящему слева (или справа). По желанию можно использовать атрибуты эстафеты (ручка, открытка) или живой цветок, который создаст атмосферу благоприятной коммуникации (особенно, если в группе присутствуют девушки).

Педагог задает алгоритм рефлексии:

• опишите ваше эмоциональное состояние;

• объясните причины положительного настроения;

• зафиксируйте ваш эмоциональный подъем;

• подумайте, зачем мы говорим друг другу комплименты;

• почему отрицательные адреса появляются в наших мыслях быстрее и чаще, чем положительные обращения?

• каков бы был мир, если бы все люди говорили только чистые и душевные слова?

3.  ОСТРОВА

 

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения,  Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося                       

взаимодействия. Например: «Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свою яхту, дрейфующей между островами Удовольствия, Радости и Просветления».

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение,  педагог может предложить проанализировать его. Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние обучаемых.

4.  РЕФЛЕКСИВНЫЙ РИНГ

Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:

• эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;

• причины состояния;

• оценка прошедшего дела и т.д.

После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию. Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.

 

 

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения,  Бермудский треугольник и др.

Кейс 2 группы – рефлексия деятельности учащихся

1. Познакомьтесь с классификацией и функциями рефлексии в  педагогическом процессе.

2. Изучите приемы и методы  рефлексии деятельности  учащихся.

3. Представьте один из методов рефлексии, используя графическую схему представления информации (информацию о графических схемах смотрите в приложении).

4. Выступить с итогом деятельности группы (2-3 мин).

Приемы и методы рефлексии деятельности учащихся

1.  Анкета-газета

На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п. После того, как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

2.  Все у меня в руках!

 

 

На доску прикрепляется плакат с изображением ладони. Большой палец –  «Какие трудности испытывали?», указательный – «Какие задания понравились больше всего?», средний – «Каким было сегодня мое настроение?», безымянный – «Что я сегодня делал и чего достиг?», мизинец – «Какие знания, опыт я сегодня получил?». Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы. Можно в ходе работы семинара предложить участникам отдельные ответы перенести на карточки, которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать ответы и представить их в виде резюме.

3.  Голодный или сытый?

Упражнение может проводиться неоднократно в течение занятия.

Цель: организация процесса рефлексии. Участники имеют возможность определить, насколько они удовлетворены тем, что получили в ходе обучения. Благодаря данному упражнению, педагог имеет возможность получить конкретную обратную связь от каждого учащегося и в дальнейшем учесть их пожелания. Участникам эта процедура покажет, насколько успешно работала группа.

 

Подготовка и проведение: педагог предлагает тем участникам группы, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились»  содержанием изучаемого предмета, встать около двери; тем, кто еще ощущает себя «голодным» – у окна.  Перед выполнением упражнения необходимо предупредить участников о соблюдении полной тишины и недопустимости переговоров. После выполнения данной части следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение. Рекомендуется начинать с «сытых». Педагог либо экспертная группа фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности и, в заключение, обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода».

4. Уборка в доме

Цель: получить обратную связь от учащихся от прошедшего занятия, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. 

Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры. Проведение: к стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором – мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.

5.Ресторан

 

Цель: Выяснить получить обратную связь от учащихся от прошедшего урока. 

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.

На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?», педагог предлагает учащимся представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: 

- Я съел бы еще этого… 

-Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил… 

- Я переел… 

- Пожалуйста, добавьте… 

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя. 

 

Примечание: для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. Кроме того, обратная связь от учащихся позволяет педагогу скорректировать занятие на будущее. В завершении педагог резюмирует итоги занятия, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Кейс 3 группы – рефлексия содержания учебного материала

1. Познакомьтесь с классификацией и функциями рефлексии в  педагогическом процессе.

2. Изучите приемы и методы  рефлексии содержания  учебного материала.

3. Представьте один из методов рефлексии, используя графическую схему представления информации (информацию о графических схемах смотрите в приложении).

 

4. Выступить с итогом деятельности группы (2-3 мин).

1.     Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

 

Голова – вопрос темы, верхние    косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

2.     «Шесть шляп мышления» 

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).

 

 

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя. 

 

Примечание: для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. Кроме того, обратная связь от учащихся позволяет педагогу скорректировать занятие на будущее. В завершении педагог резюмирует итоги занятия, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Группа учащихся делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Можно использовать настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений.

Белая шляпа

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты. Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и  аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую   и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал «Поединка» вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа

 

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал.            За ними – последнее слово.

Прием «Таблица – ЗХУ»

 

Цели ее применения:


1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.
2. Пробуждение интереса к получению новой информации. 
3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями

 

Если вы хотите на занятии собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что

мы

узнали,

и что нам

осталось

узнать

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях занятия.

 

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» – это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «З-Х-У» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Выделим основные правила работы с приемом «ЗХУ»: 
– вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы; 
– перечислите источники информации; 
– попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;
– поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения; 
– познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом педагога); 
– ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы; 
– посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории; 
– поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.

 

Синквейн

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая     строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

 

5. Последняя   строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы,  синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Как это делать:

Название (обычно существительное).

Описание (обычно прилагательное).

Действия________

Чувство (фраза)___________

Повторение сути______________

Пример синквейна:

Тайга

Хвойная, зеленая, необъятная.

Растет, завораживает, дарит

Щедра сибирская тайга!

Берегите!

3.       Рефлексия «Зарядка»

Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку занятию (содержанию, методам, деятельности творческих групп, своей деятельности, деятельности педагога).

Педагог знакомит участников со всеми движениями, объясняя их значение.

Движения:

·     присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

· обычная поза, стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

·     согнуть руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

 

· поднять руки кверху, хлопая в ладошки – очень высокая оценка, восторженное отношение.