Информатика                                                                                                                  январь-март 2017


Символьные переменные


Семак Алла Олеговна, учитель информатики 

Государственного учреждения образования "Средняя школа №13 г. Слуцка"

Урок по информатике 

Цели  урока:

1. Образовательные:

• Актуализация опорных знания по вводу и выводу переменных, описанию переменных и оператору присваивания;

• Способствовать формированию системы знаний о типах переменных языка Pascal;

• Совершенствование навыков составления программ на языке Pascal.

 

2. Развивающие:

Способствовать развитию:

• Операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

• Алгоритмического мышления;

• Памяти и внимания;

• Умения применять полученные знания при решении задач.

 

3. Воспитательные:

• Воспитывать у учащихся самостоятельность и ответственность за себя и других;

• Воспитывать умение критически и объективно оценивать свою работу и работу товарища.

 

Подготовка кабинета, необходимое оборудование и технические средства:

• Компьютерный класс с компьютерами

• Программа PascalАВС на каждом рабочем месте учащегося

• Карточки для каждого ученика в группе

• Учебники

Цели учебной деятельности:

• Запомнить стандартные функции, работающие с символьными переменными.

• Научиться использовать стандартные функции символьных переменных.

 

Ход урока

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы начинаем изучение новой темы “Символьные переменные”. Мы познакомимся с новым типом переменных, со стандартными функциями, работающими с этими переменными, и постараемся научиться использовать функции. А сейчас откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: § 4 п.1 упр.а, б в тетради.

2. Актуализация опорных знаний 

При изучении программирования мы с вами уже познакомились с тем, что все переменные в языке Паскаль должны быть обязательно описаны. Я хочу предложить вам несколько вопросов, для того чтобы вы вспомнили основные правила описания переменных. Для ответов на эти вопросы вам предложены карточки. Ваша задача выбрать нужную. Будьте внимательны и не торопитесь. 

1). Как в Паскале описываются целые числа? Вещественные?

2). Как выглядит раздел описания переменных?

3). Можно ли вещественные числа описать как целые? Почему?

4). Можно ли целое число описать как вещественное? Почему? (Можно привести несколько примеров на доске).

 

3. Объяснение нового материала. Мотивация

До сегодняшнего урока мы с вами решали задачи только с числовыми данными, но компьютеры используются также для обработки текста. Откройте рабочие тетради запишите сегодняшнее число и тему урока (на доске). Для работы с символами в Паскале используется специальный тип данных – символьный и обозначается он char. Символьная величина – это величина, значением которой является один символ (буква, цифра или знак). Значения символьных величин заключаются в апострофы. Например: ‘A’; ’9’; ’=’. Символьные переменные описываются следующим образом: 

VARx,a:char.

Скажите, чем отличается эта запись от того, что вы уже знали?

 

Каждый символ имеет свой уникальный код, который можно посмотреть в кодировочной таблице. Откройте, пожалуйста, стр.140 в учебнике. Давайте вместе определим какому символу соответствует код: 32; 33; 61; 87; 90; 192; 202; 211; 238; 255. (Желательно каждому ученику в группе дать возможность самостоятельно ответить на вопрос). Какие трудности возникли у вас при выполнении этого задания?  

Мы с вами знаем, что над числами можно производить различные арифметические операции, осуществлять их ввод и вывод, сравнивать их между собой. Над символьными переменными также можно выполнять следующие действия: присваивание, сравнение, ввод и вывод, сцепление. Давайте вспомним, как выглядят стандартные процедуры ввода и вывода. Поднимите карточки ввода данных. Теперь вывода. Как выглядит оператор присваивания? Хорошо. А теперь вспомним как выглядят операции сравнения: больше, равно, не равно, меньше либо равно. Как вы думаете, как можно сравнить между собой два символа? Кто может предложить решение этой проблемы? (Ответ: большим из двух символов считается тот, код которого больше.) Давайте попробуем сравнить несколько символов. Откройте стр.27 учебника вопрос 7. Какие утверждения верны? Что было непонятно при выполнении этого задания? 

 

Физкультминутка.

При решении задач с числами мы с вами для нахождения суммы чисел использовали знак +. При работе с символами он также используется. Знаком + теперь будет обозначаться операция сцепления. Это операция соединения нескольких символов. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что получиться в результате выполнения следующих операций:

1). ‘м’+’а’+’м’+’а’; (мама)

2). 3+5 ; (8)

3).  ‘2’+’4’; (24)

Почему получились такие ответы? Всем понятна разница между вторым и третьим заданием?

 

Теперь мы постараемся пополнить знания о символьных переменных. Вы уже знаете, что в таблице кодов за каждым символом закреплен свой числовой код.

Существует функция, которая позволяет по известному символу определить его код и, наоборот, по известному коду определить символ. 

Это функции:

• Ord(x) – преобразует символ х в его код согласно таблице и возвращает значение этого кода.

• Chr(n) – преобразует код n в символ и возвращает значение символа.

- Как вы думает, какого типа должна быть переменная х?

(Ответ: Символьного.) Правильно! А переменная n? (Ответ: Числового). Кто-то может объяснить почему? А какого именно числового? Мы с вами знаем два числовых типа: integer и real. Какой в этом случае подойдет? Поднимите ваши карточки. Поясните ответ.

 

(Ответ: integer, потому что все коды в таблице – целые числа, а тип real – это тип вещественных чисел). Отлично, пойдем дальше. 

Давайте рассмотрим программу:

Programz1;

Varn: integer; x: char;

Begin

x:=’L’;

n:=Ord(x);

Write (x,n:3);

x:=’A’;

Write (x);

x:=Chr (n);

Write (x);

End.

Давайте попробуем угадать, что будет выведено этой программой.  Ответы запишите, пожалуйста, в тетрадь. Продиктуйте мне, пожалуйста, что у вас получилось.

Учитель записывает на доске ответы учеников.

А теперь давайте проверим. Результат: L 76 A L

У кого возникли трудности с выполнением этого задания? Что было сложно?

 

4. Практическая работа за компьютером.

Сейчас давайте попробуем применить полученные знания на практике. Откройте в учебнике стр.24 и наберите на компьютере пример 1. Выполните полученную программу. Исправьте ее так, чтобы можно было ввести четыре символа и в конце стоял знак ?. (Если время позволяет можно выполнить еще несколько упражнений из учебника, внося небольшие изменения в задания. Обязательно разбирая каждый пример и комментируя полученный результат). 

5. Подведение итогов. Рефлексия. По карточкам.

 

Приложение

READ

:=

WRITE

VAR

INTEGER

CHAR

REAL

=

<> 

<=

>=

Лист обратной связи

Фамилия, имя___________________________________________

1.     Важность темы: любопытно, интересно, необходимо, лишнее.

2.     Понимание темы: плохо, хорошо, отлично, могло быть лучше.

3.     Самооценка: запомнил мало, усвоил основное, могу  применить знания на практике.

4.     Оценка: согласен с оценкой, оценка учителем занижена, оценка завышена.

5.     Оценка учителя: скучен, заинтересован в результате, равнодушен, оригинален.