Дополнительное образование                                                                                        апрель-май 2018


Работа над художественным образом в фортепианных произведениях


 

Ероховец Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования 

объединения по интересам «Фортепиано»

ГУО "Слуцкий Центр Детского творчества"

 

Методическая разработка занятия

ТЕМА: «Работа над художественным образом в  фортепианных произведениях».

Цель: раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Задачи:

обучающие

·работать над   выразительностью музыкального языка, преодолением    исполнительских трудностей.

·  совершенствовать образно – художественные и технические навыки исполнительства.

развивающие

·развивать аналитико-синтетические процессы деятельности учащихся на создание первоначального образа пьесы.

·развивать образную сферу восприятия музыкального     произведения;

·     развивать навыки практического использования полученных знаний.

воспитательные

·     воспитывать музыкальный вкус.  

·формировать целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию

Возраст учащихся: 12-14 лет.

Оборудование: фортепиано, иллюстрации репродукций, фонотека, компьютер.   

 

Ход занятия:

 

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Как дела в школе?

- С каким настроением вы пришли на занятии?

- Тема нашего занятия: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

2. Основная часть

 -Ребята, давайте рассмотрим  репродукции  картин И.Левитана «Осень», «Ранняя весна», «Весна», «Озеро», В. Васнецова «Богатыри» (приложение 1). На картине изображены разные поры года. Какую пору года нарисовал художник? С помощью каких красок он изобразил солнечный весенний день, а с помощью каких - осеннюю непогоду? Как художник В.Васнецов передал настроение героев. Как видите, с помощью светлых оттенков  красок  художник изобразил солнечный весенний день, а серыми  оттенками нарисовал картины осени. А  вот в картине В.Васнецова «Богатыри» художник изобразил настроение людей. Мы видим, как сосредоточен Илья Муромец,  он нахмурился, а Алёша Попович смотрит вдаль, даже приложил руку к глазам, чтобы солнце не мешало разглядеть что-то важное вдали.

  Музыка тоже передаёт настроение, рисует в нашем воображении картины природы, даже какие-то  события, только надо прислушиваться к звукам. Композиторы «раскрашивают» свои произведения с помощью средств музыкальной выразительности. Давайте прослушаем музыкальное произведение Э. Грига «Утро» (прослушивание аудиозаписи). Как можно охарактеризовать картину, которую  музыкальными звуками изобразил       Э. Григ, какую картину нарисовал художник звуками; с помощью каких музыкальных средств   композитор передал настроение утра? (медленный темп, мажорный лад, напевная мелодия, динамические оттенки). А теперь послушайте произведение  Р.Корсакова «Полёт шмеля» (прослушивание аудиозаписи). Эта пьеса - действие, как вы думаете почему?  Как композитор звуками передал жужжание шмеля; почему в конце пьесы создаётся впечатление, что шмель улетел? Какие средства музыкальной выразительности  использовал Р.Корсаков, изображая  полёт шмеля. (быстрый темп, исполнение на скрипке, её тембр, штрих стаккато, окончание пьесы на piano). Можно сделать вывод, что композиторы, создавая музыкальное произведение, использует средства музыкальной выразительности. Давайте  их  перечислим. (темп, штрихи, динамические оттенки, мелодия, мажорный и минорный лад).

  - А теперь, мы поработаем над упражнением.  Наше упражнение  на развитие аккордовой техники. Сложность заключается в широком расположении звуков аккорда. Мы проработаем вариантами:

1) сыграем  крайние звуки  аккорда  хватательными движениями пальцев, обрати внимание, кисть после аккорда надо сбросить, рука «здоровается» (показ).    

2) поучим вариантами быстро, медленно, но надо постараться  подготовить аккорды заранее, добиваясь точности и аккуратности в исполнении.  

Сейчас поработаем над пьесой  белорусского композитора Е. Глебова «Нэп» (приложение 2). Эта пьеса – картинка. Что изобразил композитор своей музыкой (картину природы, какое-то событие?). Можно представить, что это встреча двух уличных мальчишек. Вступление пьесы передаёт походку этих ребят (пример 1). Басы надо сыграть чётко, твёрдо, напористо, выделяя. Мелодия, которая идёт за   вступлением, передаёт разговор  мальчишек, их спор  и драку (показ). Характер одного героя   передан как вопрос, он звучит в среднем регистре одноголосной мелодией, а ответ звучит в верхнем регистре, наскоками аккордов, что  придаёт ответу характер спора (пример 2). С помощью каких средств музыкальной выразительности Е.Глебов передал в музыке интонации разговора?  Давай мы сейчас сыграем первую  фразу  с интонацией вопрос - ответ.  Проигрывание.

 - Какой  динамический оттенок передаёт интонацию вопроса, а какой ответа? (форте – вопрос, пиано – ответ).

- В третьей фразе интонация разговора поменялась и стала просительной (пример 3). Какие средства музыкальной выразительности нам помогут изобразить просьбу? (Оттенок пиано, штрих легато). Проигрывание и отрабатывание легато.

-  В последней фразе один мальчик как-будто убегает, а второй его догоняет, послушай (пример 4), (показ). Давай придумаем текст к нашей мелодии: «Догони, догони, догони меня скорей». Сыграй эту  фразу на крещендо, это прибавит напряжённости и усилит  общую кульминацию произведения.

    Работа над музыкальным произведением М. Малевича «Золушка грустит» (приложение 3).

-  Какой образ «нарисовал» композитор звуками (нежный, грустный, образ девушки, которая осталась дома одна, в то время  когда её сёстры уехали веселиться на бал). Какими  музыкальными средствами  отображено грустное настроение героини (минорный лад, мелодия с интонациями вздохов, волнообразная динамика). Проигрывание учащимися пьесы.

-  Мелодия состоит из коротеньких мотивов, в которых слышны  грустные вздохи (пример 1). Чтобы фраза не звучала отрывками,  мы будем  стремиться к последней ноте мотива, а все мотивы объединим  «ведя» звук на крещендо, к кульминации.   Давай сыграем с подтекстовкой «а я бегу» на восходящей интонации. Сыграй эту фразу с объединяющим движением руки, рука  «ведёт» ноты к  верхнему звуку (показ, проигрывание).

-  Вот видишь, в мелодии появилось движение, и мы передали настроение героини. Давай закрепим этот навык.

-  Во второй части в партиях ансамбля мотивы  голосов перекликаются (пример 2). Проиграйте только те мелодии, где звучат переклички. Проработаем этот фрагмент со словами: «беги со мной» - Вика; «бегу с тобой» - Алеся. Понятно? (Проигрывание).

  -Теперь сыграйте как написано с аккомпанементом, следите за звуковым соотношением темы и аккомпанемента. Тема должна звучать ярче. Там, где темы звучат в двух партиях одновременно, нам снова поможет подтекстовка: «Вместе идём». Отработаем синхронность  звучания. Чтобы вы вместе начали играть, нужно одновременно взять вдох. Понятно? (проигрывание, отработка ауфтакта, синхронности звучания партий).

- Немаловажная роль отведена звуковому динамическому развитию произведения. Во вступлении звучит интонация вопроса. Оно состоит из двух коротеньких мотивов. Мы сыграем один первый на форте, а второй на пиано, как эхо.   Первая фраза звучит на пиано. Это начало повествования. С каждой новой фразой звучание усиливается к кульминации, нарастает напряжение. Музыка передаёт волнение главной героини, её отчаянье.  Кульминация  в конце 1-й части написана короткими  мотивами, направление движения вниз (пример 4). Динамика тоже нисходящая - от форте к пиано, постепенно затихая  к концу фразы. Проиграйте 1-ю часть, старайтесь передать настроение музыки (проигрывание, заучивание выразительного исполнения 1-й части).

 -  Во второй части минорный лад сменяется мажорным, появляется радостное настроение (пример 3). Общая кульминация  в конце второй части. Мы начнём её играть на пианиссимо и сделаем крещендо до фортиссимо, чтобы обострить напряжение. Замедление в конце 2-й части усиливает ощущение законченности пьесы. Но композитор добавил окончание (пример 5). Оно похоже на вступление (короткие мотивы-вздохи).  В отличие от вступления они звучат каноном, наслаиваясь одной темой на другую. Чтобы слушатель их услышал, первую ноту темы нужно сыграть ярче, глубоко  погружаясь в клавиши. (Проигрывание).

 - Теперь наше музыкальное произведение звучит выразительнее,  мы звуками  передали настроение,  тот образ, который задумал композитор, создавая эту замечательную музыку.

3. Заключительная часть

  - А сейчас мы с вами закрепим пройденные на уроке теоретические понятия. Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Средства музыкальной выразительности». На экране вы увидите задания, на них надо ответить (слайдовая презентация).

 4. Рефлексия

- Ребята, наше занятие завершается. Вы тоже можете передать с каким настроением вы уходите.  На столе лежат картинки. Возьмите  картинку с нарисованной тучкой – если вам урок не понравился;  Солнышко,  если вы хорошо поработали и с хорошим настроением идете домой. Подведение итогов, релаксация.

 

Использованная литература:

1.   Начинающему пианисту. Пьесы современных композиторов. Выпуск 7 – М.: Музыка. 1987.

2.       Пьесы для фортепиано. Выпуск 13 – М.: Музыка. 1984.

 

3.       Интернет ресурсы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3