Информационные технологии                                                                                     январь-март 2017


Электронный школьный журнал и дневник — новый стандарт информатизации школы в ближайшем будущем


Шуманская Наталия Ивановна, методист учебно-методического кабинета отдела образования, спорта и туризма  Слуцкого райисполкома

В современном мире каждая сфера жизнедеятельности проходит стадии автоматизации, информатизации и компьютеризации. Образование не является исключением. Родители информированы об успеваемости детей порой не своевременно по ряду причин: ученики часто подают дневники лишь за хорошими и отличными оценками. Решить эту проблему можно путем автоматизации и компьютеризации системы выставления оценок школьникам. Родители, находясь дома или на работе, имея под рукой персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, планшет или мобильный телефон, могут оперативно получить информацию о успеваемости, домашних заданиях, пропусках своего ребенка.

Образовательный процесс напрямую связан с новейшими технологиями, и внедрение системы электронных дневников и журналов сегодня – это логичное и необходимое для всех явление. 

Система школьных электронных дневников - это шаг навстречу друг к другу между школой, учениками и их родителями.

 

Родители с помощью электронного дневника могут в любой момент посмотреть оценки своего чада и узнать, за что они получены, связаться с классным руководителем и обсудить с ним актуальные вопросы воспитания. И хотя сегодня во многих школах мира онлайн-дневники ведутся параллельно с бумажными, в перспективе электронные аналоги могут полностью вытеснить из обихода своих конкурентов.

Общеизвестно, что школьный журнал  - основной документ, заполняемый преподавателем. В век информационных технологий  этот документ неизбежно стал электронным и по своим функциональным возможностям отличается от своего бумажного аналога настолько, насколько персональный компьютер отличается от печатной машинки.

Во многих учебных заведениях общего среднего образования Беларуси используются электронные журналы и дневники, а в столичных гимназиях сейчас апробируются еще и многофункциональные пластиковые карты учащихся. Подобные электронные новинки в скором времени могут появиться и в других школах . 

Программные разработки электронных дневников появились давно. Это были SMS-дневники, оповещающие родителей о ежедневных достижениях детей, и локальные клиент-серверные системы.

Фото использовано в качестве иллюстрации 

Электронные дневники используют практически во всех развитых странах мира. Программа плотно укоренилась в образовательной системе Сингапура, где одной из её главных целей является борьба с прогулами. В Хорватии программа электронных дневников существует при поддержке и финансировании Министерства образования страны и внедрена в большинстве школ государства. Во Франции система настолько популярна, что в её честь уже слагают пословицы, одна из которых звучит так: «Возьмите порцию смелости, немного высокомерия и возможности Интернета — и вы получите виртуальную школу».

«Электронная школа»  - это информационно-образовательное пространство для формирования личности, адаптированной к жизни в информационном обществе. Создание такого пространства (проект «Электронная школа» (далее – ЭШ)), является одним из мероприятий подпрограммы 3 «Цифровая трансформация» Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 234. 

 

Реализация данного проекта направлена на:

– расширение и модернизацию цифровых сетей образовательных учреждений за счет объединения всех аппаратных мощностей в РИОС;

– унификацию информационного и документационного обеспечения образовательного процесса;

– использование лицензионного программного обеспечения в учреждениях образования;

– организацию в электронной форме учета и анализа успеваемости и посещаемости на основе сервиса «Электронный дневник/электронный журнал» (ЭД/ЭЖ);

– организацию интернет-доступа к ЭОР, разработанным по заказу Министерства образования Республики Беларусь.

 

Электронный дневник/электронный журнал является одним их направлений развития информационного общества, заявленных государством.

 

Электронные дневники помогают родителям принимать активное и более действенное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивают более четкий и высококачественный обмен информацией между родителями и учителями, классным руководителем, администрацией школы. Родители получают возможность сверять правильность записи домашнего задания и контролировать его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с детьми их текущую успеваемость. 

Так что же такое «Электронный дневник и журнал»? Это сервис, позволяющий участникам учебного процесса получать информацию об учебных расписаниях, текущих и итоговых оценках и домашних заданиях в режиме онлайн. Кроме того, различные системы электронных дневников могут поддерживать и другие, дополнительные функции — электронные портфолио учащихся, новостные ленты, социальные сети и т. д.

При этом электронный дневник полностью дублирует бумажный вариант дневника школьника и включает в себя перечень занятий по дням недели, сведения о домашнем задании, а также получаемые ребенком отметки. С помощью этого новшества родители всегда имеют возможность прочитать записанное учащемуся замечание, которое может оставить классный руководитель, учитель или директор школы. 

На сегодняшний день существует достаточно большое количество различных компаний, предлагающих ведение электронного журнала и дневника, а также другие функциональные возможности. У каждой есть свои плюсы. Большинством голосов экспертной группы ресурсом для работы электронных дневников и журналов в Слуцком районе был выбран современный инновационный программный комплекс ediary.by, разработанный белорусской компанией ООО "СКУЛ ДАЙРИ" в 2014 году. Он представляет собой специализированный Интернет-ресурс, является электронной версией бумажных дневников и обеспечивает удобный и быстрый доступ к достоверной информации о ходе образовательного процесса.  

Таким образом, с 2017 года в Слуцком районе в экспериментальном режиме ведется внедрение электронного сервиса "Электронный журнал" и "Электронный дневник". 17 февраля 2017 года об этом сообщила  начальник управления образования Миноблисполкома Галина Казак на итоговой коллегии ведомства. Сервисы "Электронный журнал" и "Электронный дневник" уже используются в 62 учреждениях образования 14 районов Минской области. В нашем районе в проект включены 6 городских школ и одна сельская школа.

Проект пока на этапе подготовки к внедрению. Проект поможет родителям осуществлять контроль за успеваемостью своего ребенка в режиме онлайн, быть в курсе всего учебного процесса. Простой и удобный интерфейс, достоверность информации. Домашние задания, оценки, расписание занятий, успеваемость по предметам, SMS уведомление в случае пропуска занятий, общение с учителями и многое другое. Мобильное приложение позволит родителям в несколько кликов получить всю необходимую информацию. Учителя смогут обмениваться опытом и мнениями с коллегами из их и других подключенных учреждений образования. Также им предоставляется возможность найти единомышленников по всей стране. Родительское собрание можно провести в режиме онлайн. Электронное расписание в их телефоне подскажет информацию о том, где и в каком классе будет следующее занятие. Учительская поможет учителям решать рабочие вопросы в режиме онлайн.

Нужно помнить, что без комплексной, непрерывной работы по формированию и постоянному совершенствованию информационно-технологической культуры учителя любые начинания в области информатизации обречены на провал.

Чтобы проектировать собственную деятельность в данном направлении, необходимо рассчитать риски, увидеть возможные проблемы. Неизбежно возникает ряд очевидных вопросов, на которые нужно ответить:

-как объяснить и без того перегруженному посторонними делами учителю полезность электронного журнала?

-как все-таки внедрение электронных журналов и дневников отражается на качестве образовательного процесса?

-насколько полезно такое внедрение в сельской школе, где родители весьма далеки от прелестей информационных технологий?

-как обеспечить нормальную работу электронных журналов и дневников при нынешних скудных материальных ресурсах многих школ и не всегда высокой скорости Интернет-соединения?

Опыт многих учебных заведений России, где электронные дневники и электронные журналы введены с 2010 года,  говорит очень ясно, что при их внедрении могут возникнуть определённые трудности, которые надо решать. 

Проблемы родителей:

-не все семьи обеспечены компьютерами, мобильной связью, доступом в интернет, особенно в сельской местности;

-недостаточная ИКТ-компетентность. Нельзя с достаточной уверенностью утверждать, что все родители являются уверенными интернет-пользователями. Нет никаких гарантий, что они легко ориентируются на сайте госуслуг или в системе электронных дневников, не потеряют свой пароль и не забудут адрес сайта;

-непонимание сути вопроса. Часть родителей относится к введению электронного журнала с безразличием, а часть — вообще против перехода на ЭЖ и ЭД;

-нежелание определенной категории родителей заниматься вопросами обучения и воспитания своих детей;

-некоторые родители считают, что такой тотальный контроль, который обеспечивает электронный дневник и журнал, — это тоже плохо. Ребенка контролировать нужно, но он и своей головой должен думать.

 

Проблемы школы:

- недостаточная обеспеченность компьютерной техникой. В связи с чем доступ к компьютеру не всегда в удобное для каждого учителя время. Приходится ждать своей очереди или работать дома;

- проблемы со взломом системы, если выбран сервиз, не утверждённый ГИАЦ. Сейчас достаточно много молодых и перспективных граждан, которые неплохо разбираются в этой сфере. Чтобы им противостоять нужен нормальный, а значит дорогой, сисадмин. У школы нет средств, чтобы платить за «охрану» дневников и журналов;

-недостаточная ИКТ-компетентность  учителя;

-учителя не успевают заносить все данные своевременно, что не дает возможность родителям оперативно  реагировать на сложившуюся ситуацию;

-учителя ведут заполнение ЭД и ЭЖ в электронном и письменном виде, то есть имеют двойную нагрузку и требуют соответствующей доплаты;

-есть  школы, где всю работу ведет  классный руководитель, выставляя все оценки, задания и т.п. за день по своему классу по всем предметам. Поэтому  нет никакой прямой связи с предметниками;

-проблема с персональными данными. Заставить субъекта персональных данных дать своё согласие на обработку его персональных данных с целью ведения его электронного дневника не представляется возможным, а значит, использование электронного дневника учащегося является делом добровольным;

-отсутствие компьютеров у ряда родителей обучающихся вызывает необходимость делать для них распечатки. Это дополнительная нагрузка и дополнительные расходы;

-с введением электронных дневников, родители и педагоги вообще не видят друг друга. Они видят лишь записи в дневнике, т.е. с переходом на «общение онлайн» у них и вовсе отпадет охота идти в школу.

 

Какие пути были найдены, что нужно предпринять, чтобы решить проблемы, а лучше предусмотрительно не допустить их появления?

 

1.Провести мониторинг родителей, учителей и учащихся. Выявить проблемы ЭЖ и ЭД и определить пути их решения.

 

2. Попытаться решить технические проблемы. Искать спонсоров, благотворителей, зарабатывать.

 

3.Педагогам и управленцам школ нужно способствовать популяризации преимуществ электронного взаимодействия. Школа должна активно заниматься разъяснительной работой по вопросам использования ЭЖ и ЭД среди учителей — в рамках МО, а среди родителей обучающихся — в рамках родительского университета, вовлекая родителей в сетевую деятельность, разъясняя принципы работы системы электронного дневника и т.д., особенно на селе, где школа является единственным просветительским центром в сфере информационных технологий. Необходимо разъяснять вопросы, касающиеся не только использования персональных данных, но и сёрфинга по образовательным порталам, работы с электронными образовательными ресурсами, проектной деятельности с ИКТ и т.д.

 

4. Следует уделить большее внимание формированию ИКТ-компетенций родителей — в рамках бесплатных занятий на базе школьного компьютерного кабинета, а учителей – в форме специализированной курсовой переподготовки. Школа должна стать тем местом, где и родители, и дети повышают уровень информационной компетентности.

ИЗ откликов школ: "Здравствуйте, наша школа только недавно подключилась к электронному дневнику. Как администратор, я столкнулась с такой проблемой: регистрация в Дневнике идет через электронный адрес. А большинство учителей даже понятия не имеют что это такое. Пришлось создавать им почтовые ящики. Дальше, старшеклассники , как люди продвинутые, в большинстве своем имеют e-mail. А что делать с началкой? Я уже молчу о родителях. Наша школа островная. На 9 учеников в классе только 1-2 имеют компьютеры дома и зачастую без выхода в Интернет."

 

5.Тщательно подходить к выбору ПО. 

 

6. Мотивировать педагогов, работающих с ЭЖ и ЭД, особенно на первых порах.